суббота, 3 декабря 2016 г.

Jean-Michel Jarre - 2016 - «Oxygene 3»

          Я настолько трепетно ждал этот альбом, что с 1 на 2 декабря не лег спать, пока не пришло сообщение, что заказанный мной "альбом доступен для прослушивания/скачивания, деньги списались, всё ok". Это случилось около часа ночи. Я вдруг осознал, что у жителей 1/7 части суши тоже есть свои преимущества по сравнению с жителями Западной Европы и Америки, которым дожидаться нового альбома Жана-Мишеля Жарра «Oxygene 3» предстояло еще несколько часов. Скачав альбом я включил его с небольшой громкостью, надеясь послушать перед тем, как уснуть. Конечно же, я уснул раньше. Но в течении дня я восполнил пропущенные во сне впечатления с лихвой.

          Я должен сказать, что предчувствия мои были кошмарными. И в куцых 20-секундных кусочках предпрослушки, которые попадались в Интернете в предшествующие релизу недели, мне практически ничего не понравилось. Но я понимал, что это вырванные из контекста фрагменты в издевательском битрейте - что по ним можно сказать? И я надеялся на лучшее при полном отсутствии на то хоть каких-то оснований.

          А страсти в соцсетях и форумах только накалялись. Было много обнадеживающих светлых предположений, что услышим мы непременно шедевр. И было не меньшее количество пророчеств дурных - что нет в альбоме ничего хорошего - пустышка - "это же слышно по фрагментам и по той единственной песне, которую Жарр исполнял на недавних концертах!".

          И ситуация действительно была из ряда вон. Известие о выходе нового альбома было как снег на голову. И без него в творчестве Жарра был аномальный зашкал - такого не было 2 десятилетия, что бы легендарный первопроходец электронных дебрей вдруг творил с такой искрой, так теперь в этот костер как-будто керосину плеснули. Но, одно дело - обещания, а другое дело - результат: Хватит ли у седовласого маэстро вдохновения и сил создать альбом достойный называться "Кислородом"? И не удивительно, что очень многие его (в прошлом) поклонники высказывались явно скептически - "Не создаст! Жарр уже не тот!".

          Довольно же опасений, подозрений и сомнений! Уже можно слышать и оценить лично.

          Тут нужно вспомнить слова самого Жарра, который с первого дня ожидания нами его нового альбома определил для нас, что нас стоит от Третьего Кислорода ожидать:

... это заставило меня размышлять о том, каков был бы Oxygene, если бы я сочинял его сегодня.

          Поэтому было бы неправильным ожидать сегодня альбом в музыкальных традициях 40-летней давности, записанный на музыкальных инструментах 40-летней давности. От 40-летней давности в нем остались лишь два слова: "Oxygene" и "Jarre". Я бы добавил третье слово, которое было бы новым в этом ряду: "Today" - это всегда новое слово.

Да, по первым видео мечталось о большем, и первое впечатление: маэстро пережестил. Звучание узнаваемое, но всё как-то слишком резко. Перед нами "Технород", а не "Кислород".
Однако же как альбом эта музыка работает. Картинки и пейзажи при прослушивании мысленно рисуются. Я бы сказал, что впервые со времён "Метаморфоз" мне удалось поверить в созданный Жарром звуковой мир.
Можно долго спорить о том, куда ушли мелодии и его мироощущение: то ли "третий глаз" закрылся, то ли был мифический тайный соавтор. Перед нами другой Жарр. Автор "Сессий", а также "Тео и Теи". И вот для этого автора "Кислород-3" - это практически прорыв.
Я бы сказал, что для меня так или иначе сработали все вещи - при втором прослушивании улавливаются новые детали, альбом идёт лучше и общий замысел прослушивается.
От техногенно-урбанистического четырнадцаттого к гимнически-чистому кислороду-20.
Пульс жизни в этой музыке я ощутил.

          И если рассматривать новый альбом Жана-Мишеля из этой позиции, он Вам наверняка понравится - просто слушать, просто погружаться в него понимая, что это Жарр образца конца 2016 года играющий на цифровых синтезаторах (лично я ни одного аналогового звука здесь не услышал), такую музыку, которая по его мнению соответствует чистой незамутненной электронике сегодняшнего дня, и которою он вновь почему-то назвал «Oxygene».

Самый слушабельный трек из всего альбома - как раз тот, что выкладывался в превью - Oxygen-17, и, пожалуй, еще последний, Oxygen-20, но там Жарр прямо вставляет куски из Oxygen-6, чтобы, наверное, еще плотнее связать первый и третий "Кислороды". Однако, крепость таких узлов недостаточная, чтобы привязать к третьему "Кислороду" слушателя.
Впрочем, с другой стороны - это нормальный "фоновый" альбом, его можно потреблять "между делом", за какой-нибудь работой, тогда он оказывается вполне съедобен.
Но пристально слушать - увы, слишком он скучен, нет ярких, запоминающихся мелодий, то есть основы, вокруг которой можно было наплести электронных кружев.
Кое-где эти кружева есть, но им, на мой взгляд, не на чем держаться.
Прямо не знаю, что побудило Жарра так далеко в сторону заурядных техно-ритмов заходить?
Для меня альбом - на троечку. Серую троечку. А я всегда предпочитал яркие пятерки.

          Впрочем, я совсем не против такого названия. Оно мне симпатично. И оно не мешает мне отчетливо слышать, что этот "кислород" лежит совсем в другой плоскости - в перпендикулярной, по отношений к первому. Как примечание сообщу, что второй "Кислород" (который 7-13) теперь воспринимается мною как нечто между - ни то, ни сё: Классический «Oxygene» является музыкой пространства и протяжного пения о нем; «Oxygene 3» является музыкой синкопированных пульсаций, непредсказуемых, острых или мягких, - музыкой ритма, хотя ожидаемого в опасениях жесткого современного клубного ритма в альбоме нет совсем - Жан-Мишель от этого здесь отстранился принципиально - это же все-таки «Oxygene».

          Пульсирующая природа альбома начинается с первых секунд прослушивания и продолжается до последнего трека, в котором уже не слышна явно, но косвенно присутствует в виде органных "срывов" во вступлении.

Я вполне не пожалею четверки. Пусть и не твердой, а классической. На покупку и переслушку CD, пусть и в фоновом режиме, этого достаточно. При этом, правда, Кислород-1, имеет тенденцию вообще вырваться из оценочного 5-бального рейтинга.

          При этом альбом слушается легко на всем своем протяжении. Как Жарр называл стиль своего первого "Кислорода" - "Easy Listening" ("Слушается легко"), ровно в этом ключе он выдержал и третий. Про второй кислород я так сказать не могу. Даже в первом меня немного напрягает динамичный и суетливый Oxygene V. В новом "Кислороде" такого нет - он пожалуй самый "Easy" из всех трех, в чем несомненный его плюс.

Я все же соглашусь, что альбом вполне срабатывает. И мне также захотелось послушать его не единожды. Я бы даже твердую дал. А что мне явно не понравилось, так это отсылка к оригинальному Кислороду в Part 20. Так и хочется сказать: "Уходя - уходи уже". Ну нужен будет кому-то твой первый альбом - найдут и послушают. Уж столько раз его переиздавали и в ремастерах, и в New Master Recording (или как он там был?), и все мало. Давайте еще кусок запихнем сюда, вдруг забыл кто-то. Это же касается и обложки. У второго Кислорода она была своей, оригинальной. И слушая тот альбом, даже мельком взглянув на обложку я говорю: "Верю!". Здесь в оформлении - невнятный римейк, который не стыкуется с музыкой ни на раз.
Маркетологи, блин.

          С каждым новым прослушиванием я понимал, что альбом настолько же необыкновенно зрел по аранжировкам, структурному построению и звукорежиссуре, насколько беден мелодично. Почему-то все забыли, что яркая и глубокая мелодичность - не конек Жана-Мишеля Жарра - по отношению к мелодии он всегда был скупым менеджером - для альбома брал их лишь чуть-чуть, но выдавливал из них все. Причем, эта способность только росла в нем с годами. Это прослеживается в дискографии маэстро отчетливо, особенно, если знаешь хронологическое происхождение тех или иных мелодических тем. Например, мелодически яркий Rendezvous 1986 года несет в себе 50% материала написанного ранее - 2-я и 3-я были написаны еще в начале 70-х до самого первого из Кислородов, и вообще это были песни, которые потом Жан-Мишел обратил в инструментальные композиции, а Rendezvous V позаимствована из "Music for supermarkets". Подобных примеров в дискографии Жарра предостаточно, поэтому не надо жить иллюзиями, что ранее Жан-Мишель писал для альбома больше мелодического материала - писал не больше, просто было где взять. А теперь - все взято. И в таком рассмотрении очень приятно осознавать, что этот альбом весь написан честно, без передергиваний из ранее неопубликованных и забытых закрамов.

Понравилось . Великолепное чувство меры!!! . Микс не забит. Чувствуется общая концепция объединяющая все треки в альбом. Очень классно. Как лёгкий , весенний ветерок пробежал ..!!!

          Но при этой мелодической скупости материал преподнесен необыкновенно профессионально и отполирован до зеркального блеска. А ведь именно это мы всегда и слушали в альбома Жарра. Если вы думаете, что Жарр привлекал мелодиями, то это - заблуждение. Они были всегда очень просты, если не сказать примитивны. Некоторые были гениальны, но такое встречались не в каждом альбоме - даже не в каждом из числа тех, которые принято считать его золотым фондом. Но "золотыми и бриллиантовыми" эти альбомы становились для нас именно за счет потрясающей палитры звуков, необычных секвенций и ритмов, новаторских и смелых аранжировок, за счет того, что этим пластинкам удавалось создавать особое настроение у слушателя, а для некоторых слушателей эти пластинки создавали в сознании целые виртуальные миры, которые живут в нас до сих пор, а пластинки эти регулярно слушаются, подпитывая эти миры энергией жизни, делая их реальными, пока живы мы.

Заслушал.
И всплыл во все своей наготе вопрос: а так ли в нынешнее, скупое на мелодии время, нужна мелодия?
В наше время проходящей жвачки требуются звуки, сочетания, расположения, баланс, частая смена пространства. Все это есть в изобилии. Если в 80-х на мелодии не скупились и в одной композиции их можно было насчитать довольно много, то теперь, извините, мелодии на вес золота и все упражняются в звукодизайне. Редко где более одной мелодии в одной композиции. С одной стороны, потому, что почти любой внятный мелодический ход "уже был", а с другой стороны, чем больше знаешь, тем меньше пишется мелодий, а больше звуковых смешений. Увы.
Иными словами, г-н бежит если не за паровозом, то где-то рядом.
Я бы рекомендовал слушать не только Жарра, а еще все остальное. Причем все, даже, прости господи, какую-нибудь ваенгу. Для понимания.
И еще. Сколько жарроподобной тематики, подражания, дополнения на просторах интернета - это не перечесть. Так что я думаю, что этот последний альбом направлен, чтобы ни в кого не попасть. Даже в себя.

          Я и должен вам сказать, что «Oxygene 3» для меня стал тем альбомом, который генерирует виртуальный мир в моем сознание, населяет из особыми визуальными образами, эти образы динамичны - они живут и эволюционируют с каждым новым прослушивании, и выключать альбом не хочется - хочется досмотреть жизнь этого мира до какого-то логического завершения, которое все не наступает и не наступает...

Как по мне - альбом действительно средне-нейтральный, на ту самую классическую «четвёрочку». Нет ярких тем и новых выразительных звуков, но зато есть знакомый саунд и некое общее приятное настроение, связывающее все композиции в единое произведение. Не помешало бы добавить немного динамики (той, что была в «Oxygene 7-13») и подрезать иногда затянутые концовки пьес, но это уже субъективные соображения. В общем, надо просто перестать взирать на Жарра как на икону, ожидая от него каких-то никем не обещанных Чудес, и числить его признанным и уважаемым электронщиком (коим он по факту и является) - даже не первым среди равных, а просто равным. Соглашусь с Альбой, что после почти 20 лет невнятных экспериментов Oxygene 14-20 действительно подобен живительному глотку свежести со знакомым вкусом.

          Очень интересно слушать развитие каждого трека - этим очень интересно медленно расцветающее начало альбома - Жарр не спешит и не комкает структуру ради того, что бы слушатель скорее задрыгал ножкой в такт - автор теперь может позволить себе роскошную медлительность... эх, смог бы позволить себе это слушатель, загнанный в колесо суеты. И, надо сказать, первый трек («Oxygene XIV»), как раз выделяется явной и хорошо проработанной мелодией и понятной структурой. А вот дальше - сложнее...

          Второй трек («Oxygene XV») станет сюрпризом для тех, кто в свое время оценил и по достоинству уникальный пример творения музыки из хаоса - композицию «Arpegiateur» из альбома «The concerts in China» (1982) - ничего подобного более в творчестве Жарра не случалось более. Но вот - случилось. И это очень приятно.

          Третий трек («Oxygene XVI») почему-то мне очень напомнил творчество композитора Вячеслава Куликова - стремительностью, характерной палитрой скрипичных тембров, некоторыми мелодическими ходами - это просто очень родственное по настроению произведение по отношению к треку Вячеслава Куликова «Лунная Радуга» (8-й трек в одноименном альбоме). Еще можно вспомнить трек «Along the Meridium» из альбома «Meridium» (14).

          Три первые трека следуют друг за другом, как ступени повышения энергетического наполнения этого музыкального мира, что бы вывести слушателя к вершине - к треку номер 4 («Oxygene XVII»), который стал кульминацией альбома. Жан-Мишел Жарр обещал сделать альбом симметричным, что бы было возможным издание его на виниле. Но винил - устаревший формат и заставляет автора и слушателя делать паузу в самом интересном месте, когда "адронный коллайдер" вот-вот должен достигнуть расчетной мощности, дюзы прогреты, и корабль готов взлететь... а тут надо пластинку менять... Но, к счастью, ничего такого не случается при прослушивании альбома цивилизованным образом - кто-то быть может засмеется, но компакт-диск, мп3-плеер, даже мобильный телефон позволяют не прерывать музыкальное путешествие и не вываливаться из музыкальной реальности в наш тусклый мир за технической надобностью перезапуска носителя. И поэтому тот пик настроения, которые создает композиция «Oxygene XVII» не отрывается от остальных составляющих альбома - ни спереди, ни сзади - все непрерывно, континуально. «Oxygene XVII» - довольно интересный трек - в нем одном можно увидеть сжатый и символически очерченный весь альбом «Oxygene 3». Если меня спросят, какой трек альбома наилучшим образом характеризует новый альбом Жарра, я отвечу: «Oxygene XVII». По нему одному познать альбом невозможно, но использовать как альбом-лого - запросто. Собственно это Жарр и делал во период анонсирования и продвижения «Oxygene 3». Но очень важно слушать конкретно этот трек (да и весь альбом не помешает) в хорошем качестве и обязательно с явным стерео, так как многие тонкие места и изюминки будут потеряны. Именно это со мной и было, покуда я слушал все-возможные првью- и бета-версии трека. И никак не мог понять, что в нем хорошего?

          Следующий после кульминации трек («Oxygene XVIII») появляется ровно по сценарию первого Кислорода - эдакая разрядка и пора раздумий - лирическая и созерцательная пауза после периода накопления ярких впечатлений. Но тут, как раз хочется большей продолжительности и развития трека, а автор уже уводит нас на последний вираж.

          Трек «Oxygene XIX» был первым из тех, с которого началось сочинение третьего Кислорода. Здесь угадываются идеи начала кислорода 7-13. К счастью, Жарр не пошел дальше по этому пути, но небольшое погружение в атмосферу более ранних изысканий теперь дает полное право объединить три альбома одним названием «Oxygene». Честно говоря, мне этот трек нравится больше, чем прямолинейный и грубоватый «Oxygene VII» открывающий вторую пластинку. Тут Жарр значительно превзошел себя, и это радует.

          Чего, к сожалению, нет в альбоме «Oxygene 3», так это грандиозного финала. Так уж получилось, что последний трек оказался весьма посредственный - после всего замечательного, что можно было услышать в предшествующие полчаса, слушается он с чувством некоторого разочарования. Оно проходит к концу трека, но всякий раз возникает, когда очередной виток прослушивания альбома возвращает меня к этому месту. Почему-то я всегда жду от альбомов Жарра именно нечеловечески-сильный финал. А если разобраться, то это большая редкость в его альбомах. Это есть в первом "Кислороде", есть в "Rendezvous", может быть еще в "Китайском Концерте" (1982 года) и "ELECTRONICA 1: The Time Machine" - вот, пожалуй и все за 40 лет. Третий "Кислород" этого не получил. К тому же финальному треку подставил подножку сам его автор - тем, что включил в его начало цитирование из первого Кислорода - «Oxygene VI» - это безумная и неземная музыка, но здесь ей не место (прошу прощение за то, что даю автору такие советы), мне действительно кажется это лишним. К счастью, невероятно красивый тембр пэда и гармония, растворяющиеся в раскатах грома и треске камина, в конце концов спасают положение и альбом, вроде бы, заканчивается достойно. И после него хочется все перемотать на начало и включить опять...

... и так без конца уже вторые сутки.

Слушать альбом на www.DEEZER.com


(для прослушивания альбома полностью требуется регистрация на www.deezer.com)


Слушать альбом на ЯндексМузыке

          PS: Альбом «Oxygene 3» выпущен в самых разных видах - на CD, на виниле, в цифровом формате (можно просто архив скачать и это тоже будет считаться официальным альбомом), в том числе и - в виде комплекта из трех носителей (CD или винил) со всеми тремя частями "Кислорода": «Oxygene», «Oxygene 7-13», «Oxygene 3». Это, на мой взгляд, коллекционерское баловство. Предыдущие части покупать еще раз смысла нет. Поэтому я приобрел отдельно только новый альбом, чего и Вам желаю. Полезные ссылки:






Комментариев нет:

Отправить комментарий