суббота, 19 ноября 2016 г.

Enigma - 2016 - «The Fall Of A Rebel Angel»

          Новый и предыдущий студийные альбомы легендарного проекта Микаэля Крету разделены промежутком 8 лет. Это - много даже для неторопливого Curly MC (как конспиративно был указан Крету на обложке первого и самого успешного энигматического альбома). К этому моменту об Энигме успели забыть самые преданные поклонники и ценители. Учитывая ряд негативных обстоятельств в жизни создателя проекта, опасения, что более новых альбомов Энигмы не будет, были весьма обоснованными.

          Я кратко напомню ключевые события из истории проекта Enigma, для лучшего понимания места нового альбома в дискографии проекта и жизни его создателя.

          Микаэль Крету - немецкий композитор и продюсер, известный по продвижению таких имен, как Manfred "Thissy" Thiers, Piter Cornelius, Hubert "Kah" Kemmler, Sandra, а так же некоторых других, о которых мы в России не слышали, задумал принципиально новый музыкальный проект на стыке энтики, духовной музыки, электроники, ньюэйджа - нанизанный на одному ему понятную философскую нить. Это был 1987 год - как раз в перерыве между альбомами Сандры «Mirrors» и «Into a secret land». Но уже в «Into a secret land» при внимательном рассмотрении можно заметить зародыши энигматических идей, а уж в альбоме Сандры 1990-го года "Paintings in Yellow" их - пол пластинки.

          Первый альбом проекта Enigma вышел в декабре 1990 года и стал бомбой. Успех был мистическим, потому, что не было в альбоме ни забойных диско-ритмов, столь модных в 80-х - 90-х, ни ярких мелодий. Не было даже песен в привычном для нас понимании, но и чисто инструментальным первый альбом Энигмы назвать было нельзя. Это было нечто особенное в своем роде.

          Успех второго альбома «The Cross of Changes» три года спустя был несколько меньшим, но все равно значимым. Он немного потерялся на фоне противоречивых сообщений о распаде проекта (один из участников записи первого альбома - Frank Peterson - вышел из проекта и создал собственный - «Gregorian») и участии Микаеля Крету в создании саундтрека к эротическому триллеру «Щепка» (два трека написанные для фильма вошли в треклист альбома и оказались для стиля Энигмы несколько жестковаты).

          Третий альбом, очень красивый, бесподобно записанный, в котором сам Микаель Крету спел несколько песен, к сожалению, прошел практически незамеченным - «Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!». И это, между прочим, был последний из альбомов проекта, успех которых считается бесспорным, потому что в четвертом альбоме уже проявился глубочайший творческий кризис, который привел к радикальному изменению стиля проекта: два следующих альбома - «Voyageur» и «A Posteriori» стилистически никак первые альбомы не напоминали, успеха у слушателей не имели и фактически похоронили проект. Только в 7-м альбоме Микаэль взялся спасать положение и выпустил весьма формальную и относительно слушабельную пластинку «Seven Lives Many Faces» - на Энигму похожую, но слушающуюся все-таки тяжело.

          За эпоху неудач у Микаеля Крету разрушился семейный союз в Сандрой, он потерял дом и студию, и впал в полное уныние не имея ни способности, ни желания написать ни песни, ни ноты. Казалось бы, все кончено и надеяться на выход еще одной, притом - удачной, пластинки нет никаких оснований.

          Но время лечит и после 8-летнего перерыва появилась новость о скором выходе нового альбома проекта, а следом за новостью был представлен новый сингл с многообещающим названием «Sadeness - part II». Сам же Микаэль Крету открыто обещал, что новый альбом будет наиболее близок к самому первому из альбомов Энигмы. Что это? - осознание того, что все эксперименты были зря и не принесли проекту пользы или настойчивые требования издателей, которые согласились выпустить пластинку лишь в случае, если успех будет гарантирован? Но так или иначе, а в разных интервью и цитатах основателя проекта чувствовались нотки раскаяния. Казалось, что теперь - столько лет спустя - он наконец понимает, что в погоне за чем-то иллюзорным завел самый успешный проект своей жизни не туда, куда хотелось бы... и он не против вернуться к началу.

          Тут и название альбома о многом говорит: «The Fall Of A Rebel Angel» переводится как «Падение мятежного Ангела» - каковым, надо думать, Микаель считает себя.

          Но прослушивание фрагментов сингла «Sadeness - part II» привело меня в некоторое замешательство. Никаких ассоциаций с тем, на что упорно ссылается автор, у меня не возникло - это не продолжение, не подобие, не ремикс той самой известной композиции Энигмы. Тут нет преемственности ритма, стиля, тембральной палитры - той самой знаменитой флейты нет ни в сингле ни в альбоме - всё - флейты кончились! Зато есть орган и его бессмертный повелитель - Иоганн Себастьян Бах. Оказалось, что «Sadeness - part II» - своеобразная интерпретация «Токкаты и фуги ре-минор» Баха с участием этно-дивы Anggun, которая уже прописалась в энигматическом жанре участием в записи одного из альбомов проекта Deep Forest.

          По одной песне судить об альбоме, конечно, неправильно. И вот альбом вышел, прошла неделя, как я его постоянно слушаю. Теперь я имею полное право высказать свое мнение о нем.

          Должен добавить, что приобрести и скачать альбом из Интернет-магазина GooglePlay в первые два дня после релиза было невозможно. Попытки оплатить товар приводили к бесконечному ожиданию ответа на запрос или к ошибке. И не надо думать, что это Google что-то накосячил или что GooglePlay не рассчитан на большое количество одновременных запросов - еще как рассчитан, но в данном случае количество запросов на приобретение нового альбома Энигмы было очень большим. А страница альбома уже изобиловала первыми отзывами о пластинке - преимущественно восторженными, хотя попадались и разочарованные покупатели, которым альбом совсем не понравился.

          Первое впечатление от прослушивания было смешанным. Альбом показался очень минималистичным по саунду и аранжировкам, очень бедным музыкально. Показалось, что весь альбом состоит из одной и той же мелодии, которая появляется с началом второго трека (а первый трек во всех альбомах Энигмы - непродолжительное интро - в новом альбоме тоже) и звучит на фоне двух аккордов - субдоминанта, тоника. Иногда аккорды звучат без мелодии - вот и вся Энигма... Но через какое-то время ловишь себя на мысли, что эту музыку не надо слушать мозгом, а лучше - сердцем. Что на самом деле, если ее не анализировать, то она доставляет удовольствие и к незаметному окончанию пластинки появляется сильное желание включить ее по второму, третьему, ... десятому кругу. Потом в альбоме обнаруживаются новые мелодии и глубины саунда и изюминки аранжировки - альбом уже не кажется минималистичным. Напротив - работа по такой умелой организации саунда кажется титанической, а изящество сочетания дерзких сэмплов в медитативном контексте просто поражает. Открывается второе дыхание.

          Но я могу понять и тех, кто разочарован. Найти в пластинке хоть один яркий трек, кроме упомянутой фуги Баха вряд ли удастся, да и фуга весьма противоречива, что бы понравиться всем.

          Вобщем, по саунддизайну и аранжировкам альбом необыкновенно силен - это заслуга Микаэля Крету, как продюсера. А композиционно альбом весьма слаб и беден - написать для альбома, который вынашивался 8 долгих лет, хоть немного интересного музыкального материала его создатель уже не смог, как впрочем, и для трех предыдущих альбомов, но для этого - особенно. И тут лишь остается развести руками.

          Но если говорить об этом альбоме Энигмы, как о коммерческом продукте, то вне всякого сомнения старания аранжировщика в совокупности с достижениями саунд-продюсера перевешивают недоработки композитора.

          Альбом будут слушать за чарующий саунд, отлично работающий релакс, за странные порой ритмические рисунки, за особую скрипучую перкуссию в партиях ударных, из-за которой "Падение мятежного Ангела" превращается в увлекательный круиз на трехмачтовом бриге, в захватывающее путешествие совершающееся под мистический скрип рей и канатов, даже на уровне слуховых галлюцинаций где-то вдали угадывается крик чаек, кричащих вслед ангелу, падающему все ниже и ниже к глади морской...

          Перепады форте и пианиссимо сменяют друг друга подобной морским волнам, а голосовые семплы убедительно напоминают связные речитативы вокалистов - есть на чем заострить внимание слухового канала восприятия. В альбоме обнаруживается немало разновидностей органоподобных звуков - это для энигматического саунда заметное обновление. Можно даже сказать, что Curly MC сменял флейту на орган. А вот, что осталось неизменным, это - божественно красивые пэды.

          Возможно, этот альбом побил рекорд Микаеля Крету по самоцитированию, потому, что очень многие элементы, как в композиционной части, так и в звуковой палитре, мягко говоря "очень-очень" смахивают на то, что уже было, потому, что это действительно уже было. И не раз. Но, наверное, так оно и задумано - упор на узнаваемость. Но со своими нюансами и находками. В частности "доплеровский съезд" в треке #4 «The Die is Cast» - так напоминает аналогичный ход в треке «Knocking on Forbidden Doors», но в новой интерпретации - по началу воспринимается как-то насторожено, но привыкаешь и далее оно лишь ласкает слух.

          Перечислять все элементы музыкального конструктора, которые Микаель Крету притащил из старой коробки, нет смысла. Но купить альбом и послушать безусловно стоит. А тем меломанам (аудиофилов еще сильней это касается), кто успел приобрести в коллекцию предыдущие альбомы проекта, этот альбом просто необходим - он уж точно не будет прозябать на полке ради одного только присутствия в коллекции - он будет крутиться в вертушке.

          Безусловным достоинством и удачей альбома «The Fall Of A Rebel Angel» можно назвать участие Anggun, которая кроме «Токкаты и и Фуги - Sadeness II», отметилась еще в двух треках. Но это и "+1" в зачетка Крету - как продюсер он всегда привлекал в свои проекты самые неординарные голоса.

          Подводя итог скажу, что лично я рад за Микаеля Крету - релиз такого альбома после 8 лет практически абсолютного молчания, альбома, который хочется слушать с благодарностью, - это успех и определенная веха в жизни, констатация того, что Curly MC, как был гениальным продюсером, так и остался им, и не взирая ни на что смог спродюсировать новый альбом, который можно ставить в один ряд с тремя первыми - самыми удачными - альбомами проекта Enigma, правда, скорее всего на последнее место, но это никак не умаляет его успешности, потому, что очень многим музыкантам, проводящим в турне по пол года, продающим альбомы миллионами копий, до такого уровня и зрелости не дорасти никогда. А некогда поставленная планка достижений на недосягаемую высоту самим создателем проекта в данном случае не дает повода судить его слишком строго.

          По 10-бальной шкале я поставлю альбому 9 баллов. Может быть кто-то удивится - как это возможно при всех перечисленных минусах - обилии самоцитирования и крайней бедности нового музыкального материала? Но я объясню: просто первым трем альбомам Энигмы я бы поставил 12.


(для прослушивания альбома полностью требуется регистрация на www.deezer.com)


Полезные ссылки:

Видеоверсия трека #12 «Amen»   (лучше не смотреть)

          PS: На GooglePlay альбом представлен как 4-дисковое издание. Первый диск, собственно, - новый альбом. Три остальных - истории возникновения и содержания всех 12-ти треков альбома от лица участников записи на трех языках: английском, французском, испанском. Как это переживут немцы - соотечественники знаменитого музыканта - пока можно лишь догадываться.






Комментариев нет:

Отправить комментарий