вторник, 18 октября 2016 г.

Vangelis - 2016 - «Rosetta»

          Альбом «Rosetta» - редкое, долгожданное и удивительное явление. В XXI веке фанатам Внгелиса приходится буквально десятилетиями дожидаться нового альбома своего кумира. Предыдущий альбом, обративший на себя столько же внимания, был «Mythodea» (хотя и с оговоркой о том, что альбом имел концертное происхождение, но, тем не менее) еще в 2001 году. Альбом был отмечен интересным фактом: NASA выбрало именно эту музыку для озвучивания промороликов своей очередной марсианской экспедиции и Vangelis вновь стал официальным композитором планеты Земля, представляющим ее на Марсе. До этого нечто подобное случилось с альбомом «Albedo 0.39» в 1976 году.

          Последовавшие за альбомом «Mythodea» саундтреки «Alexander» (2004) и «El Greco. OST» (2007) были типичной фильмо-музыкой и для большинства любителей электроники прошли незамеченными, тем более, что в дискографии Вангелиса уже был однажды «Эль-Греко» - именно студийный альбом, а не саундтрек (и тут в дискографии Вангелиса совсем не трудно запутаться). Поэтому между-альбомное молчание величайшего из электронных греков для большинства любителей жанра затянулось на 15 лет.

          И вот наконец выходит «Rosetta». Чему обязан, какой музе посвящен этот долгожданный альбом?

          Эту музу древние греки именовали Уранией. Для нас же - современных жителей Земли - Урания синонимична Астрономии - науке о Звездах, планетах, науке изучающей пространство начинающееся там, где кончается среда нашего обитание, где уже нет привычного нам воздуха - столь необходимого для дыхания, где мир населен совсем другими "жителями" - гигантскими галактиками и их скоплениями, но и крошечными по сравнению с ними астероидами, карликовыми планетами и кометами.

          Альбом «Rosetta» музыкально описывает одну из самых интересных космических экспедиций - полет земной автоматической станции (ее имя - Розетта) к одной из периодических комет - комете Чурюмова-Герасименко (названой фамилиями ее первооткрывателей).

          Надо сказать, что полет к комете был очень непростым. Цель полета первоначально была иной - комета Виртанена, но из-за технических неполадок перед стартом время было упущено и пришлось искать другую комету. Нашлась только одна, до которой Розетта могла бы долететь - комета Чурюмова-Герасименко. Но даже в этом случае траекторию пришлось создавать с участием нескольких тел Солнечной Системы, и благодаря их гравитационному участию космический робот по сложнейшей траектории через 11 лет полета таки добрался до кометы, вышел на околокометную орбиту и сбросил на поверхность хвостатого небесного тела спускаемый аппарат - модуль Филу. Фила, к сожалению, не смогла отработать, как ожидалось - не удалось закрепиться при посадке и спускаемый аппарат отскочил, кувыркаясь совершил несколько "прыжков" по снежным склонам ядра пока не закатился в расщелину, где без достаточного количества солнечного света быстро разрядился и пропал с радаров. Не смотря на некоторые неудачи в ходе выполнения миссии, Розетта собрала столько информации о кометах, сколько не смогли узнать люди за всю историю предшествующих исследований. Через год исследований с близкого расстояния, ученые решились на последний шаг в программе полета и столкнули станцию с кометой, в результате чего станция Розетта прекратила свое существование. А через несколько дней после гибели Розетты скончался Клим Иванович Чурюмов - которому посчастливилось дожить до этих удивительных событий.

          Что можно сказать о музыке написанной на волне вдохновения от этого кометного приключения?

          Первое прослушивание альбома скорее всего создаст о нем не вполне верное впечатление, потому что на протяжении первых семи треков слушатель не встретить хоть сколько-то заметных и запоминающихся мелодий. Все эти музыкальные переливы настолько медленны, спокойны и снотворны, что более усыпляющего альбома в дискографии Вангелиса не сыскать. Лично я гарантированно засыпал к середине альбома десять прослушиваний подряд, наутро расстраиваясь от того, что не удалось узнать, чем там все кончилось? - и кончилось ли хоть чем-то?

          Хотелось отыскать хоть одну запоминающуюся темы, хотя бы один хит, ради которого стоило покупать этот альбом на Google Play.

          И по-счастью такая тема нашлась. И нашлась не одна. Но все самое интересное в этом альбоме начинается только "глубоко за полночь". И кажущееся полное отсутствие ритмики в этом вязком потоке эмбиента внезапно разбивается об острые рифы треков номер 9 («Посадка Филы») и 11 («Перигелий»). И если Вам не удалось по каким-то причинам уснуть до этого момента, то дальше - точно не судьба. И возможно, что по первую часть альбома вам придется слушать заставляя себя это делать, но ровно для того, что бы в полной мере вкусить прелесть финальной связки треков.

          Скажу и другое. При более позднем и зрелом прослушивании альбома в наушниках или полной тишине на хороших колонках вас скорее всего постигнет восторг от удивительного сочетания и многослойности звуковых планов именной первой половины альбома. Хотя, повторюсь еще раз, ярких мелодий (да и мелодий вообще), там вы не найдете и на более зрелых фазах изучения альбома «Rosetta» - нет там этого. А вот красивейшее, и чисто Вангелисовское, звуковое пространство есть.

          Так что, через десяток-другой прослушиваний в самых разных душевных состояниях, в самое разное время дня и ночи, мне пришлось признать альбом добротным, выстраданным автором, прочувствованным. Нет в нем и намека на дежурность и формальность тех или иных частей, рисунков и нитей, из которых он соткан. Хотя совсем однородным (монотонным) с одинаковой хорошестью я теперь тоже называть его не стану. И я могу выделить наиболее сильные его треки, на которые вы тоже можете упредительно обратить свое внимание, чтобы невзначай не потерять к пластинке интереса, не успев ее распробовать, расслушать.

          Это прежде всего центральная композиция альбома - «Rosetta» - она довольно проста и даже предсказуема в своем развитии и даже немного структурно и по стилю напоминает известный хит Вангелиса - «Альфа» (и я уверен, что так было задумано, как с преемственность названия одной из композиций альбома - «Albedo 0.06»).

          Еще два трека оставляют исключительно благостные ощущения после прослушивания и чувство восторга от гармонического построения и развития мелодии - это трек номер 7 «Sunlight» и трек номер 12 «Elegy».

          Главным хитом альбома я считаю трек номер 10 «Mission Accomplie (Rosetta's Waltz)» - эта пьеса в перспективе может украсить собой любой очередной Vangelis the Best и смотреться в нем на уровне с другими бессмертными творениями греческого гения электронной музыки.

          И вместе с этим мне пришлось признать, что за эти годы Вангелис не утратил способности талантливо творить. И тем более приятно было прочесть в одном из интервью, что маэстро намерен в самом ближайшем будущем порадовать нас очередным новым альбомом похожей космической тематике.

          Надеюсь, что все так и будет.

Vangelis - 2016 - «Rosetta»

  1. Origins (Arrival)
  2. Starstuff
  3. Infinitude
  4. Exo Genesis
  5. Celestial Whispers
  6. Albedo 0.06
  7. Sunlight
  8. Rosetta
  9. Philae's Descent
  10. Mission Accomplie (Rosetta's Waltz)
  11. Perihelion
  12. Elegy
  13. Return To The Void

Полезные ссылки:






Комментариев нет:

Отправить комментарий